Связаться

Позвоните нам
+7 (495) 727-14-70
Напишите нам
church@mgnc.org
Как избежать крайностей
Павел Реннер

Как избежать крайностей

25.08.2024
Конспект проповеди

Эта проповедь о мудрости, о том, как не попасть в разные крайности. В предыдущей проповеди речь также шла о мудрости, о том, что «начало мудрости – страх Господень» (см. Притчи 1: 7). И также мы говорили о том, что нужно приобретать мудрость:

Притчи 4: 20–27

20. Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;

21. да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:

22. потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.

23. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.

24. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.

25. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.

26. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.

27. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла.

Часто мы цитируем 23-й стих: «Больше всего хранимого храни сердце твоё...». Всякий раз, когда мы чувствуем, что нет мира, или когда мы понимаем, что мы находимся в неправильном месте или с неправильными людьми, мы вспоминаем этот стих.

По словам пастора Павла, в этой главе Книги Притчей он видит для себя инструкции, как хранить своё сердце. То есть мы можем не только полагаться на интуицию и чувства, чтобы понять, что это значит «хранить сердце».

Притчи 4: 24

24. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.

Здесь всё понятно написано. Для того чтобы хранить своё сердце, нам нужно принять решение отказаться от лжи в нашей жизни, не произносить ложь, и если где-то есть в вашей жизни есть ложь, в которую вы уже поверили, то и от этого нужно отказаться.

Притчи 4: 25

25. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.

Это особенно сложно сегодня, так как существует большой выбор. Раньше выбора было меньше. И нам нужно для себя понять, что это значит – смотреть прямо.

Притчи 4: 26–27

26. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.

27. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла.

Нам постоянно в жизни приходится принимать решения, и не так легко понять, что мне нужно делать. Понятно, когда что-то очевидно плохое, очевидно тебе это не подходит. Ну а что делать, если и это нормально, и это нормально? Что-то в нашей жизни должно служить компасом, для того чтобы мы поняли, что для нас прямо. Писание чётко даёт ответ на этот вопрос.

В Библии есть стихи, которые слово в слово одинаковые. Они говорят нам об одном и том же. В первый раз мы встречаем эти слова «не уклоняйся ни направо ни налево» в Книге Второзаконие.

Моисей уже довольно много времени провёл с израильским народом в пустыне. Господь уже дал им закон. Например, 10 заповедей мы получаем в 20-й главе Книги Исход. А потом уже во Второзаконии перед своей смертью Моисей собирает народ и начинает повторять всё, что до этого он когда-то говорил. И в 5-й главе он повторяет 10 заповедей, которые они по идее должны были уже хорошо знать. И после того, как он снова повторяет 10 заповедей, Моисей говорит в 32-м стихе:

Второзаконие 5: 32

32. Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево…

 

В первый раз, когда мы встречаем эту фразу – не уклоняйся ни направо ни налево – речь идёт о послушании заповеди. И здесь мы можем для себя понять следующее: чтобы следовать за Богом и понять, что есть хорошо, а что есть плохо, что для нас «прямо», нам нужно знать Его заповеди. Его заповеди открывают Его характер и Его волю для нашей жизни.

Так часто люди задают вопрос: «А что мне делать, чтобы понять волю Божью для своей жизни?» Мы думаем, что нам необходимо какое-то откровение свыше: «Вот смысл твоей жизни... Вот, чем тебе нужно заниматься...» Это хорошо, когда Господь даёт нам откровение свыше, и мы в один момент начинаем понимать, что нам делать. Но в первую очередь в Писании речь идёт о том, что нужно знать Его законы.

Конечно, здесь Моисей обращается ко всему народу. Во 2-й и 3-й Книге Царств мы читаем, что были цари, которые уклонялись от Божьих заповедей и законов. И когда они были непослушны этим заповедям, происходили какие-то плохие вещи. А в тот момент, когда они возвращались к заповедям, тогда благословение приходило. Это относится как к израильскому народу в целом, так и к каждому из нас – не уклоняйся ни направо ни налево. Итак, для того чтобы знать, что такое «прямо» или различать между Божье волей и не Божьей волей в нашей жизни, нам нужно знать Его законы.

Читая Ветхий Завет с таким подходом, мы начинаем понимать Божью волю для человечества, Его волю для нашей повседневной жизни, мы начинаем понимать Его представление о том, как должна быть устроена наша жизнь.

Потом мы совершаем какие-то ошибки, иногда случайно, а иногда мы знаем, что неправильно поступаем, и приходит проклятие. И мы начинаем думать, что же случилось.

В 17-й главе Книги Второзаконие Моисей говорит о важности закона и о важности священников. Речь идёт о том, что нужно быть послушными тому, что священники говорят:

Второзаконие 17: 11

11. по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе.

Сначала Моисей об этом говорит в контексте заповедей, которые Бог даёт. Потом он говорит об этом, имея в виду священнослужителей, которые знают Закон и задача священнослужителей – доносить Закон, Божью волю до людей.

И здесь же, в предыдущих стихах, мы видим, по каким вопросам нужно общаться со священниками.

По словам пастора Павла, служители и лидеры, которых Господь вам даёт, стараются со своей стороны делать всё, для того чтобы разговаривать с Богом и быть послушными Ему. А затем Господь даёт им мудрость, для того чтобы говорить в вашу жизнь, и это благословение и через это мы получаем откровение о том, что для нас «прямо» и как нам не запутаться.

Далее в 17-й главе Книги Второзаконие (стих 20) Моисей смотрит в будущее. Мы знаем, что Бог изначально хотел, чтобы израильский народ был послушен судьям и пророкам, которых Господь им давал. Но в какой-то момент они сказали: «Мы царя хотим!» И Моисей, как будто зная, что придёт момент, когда народ попросит царя, начинает давать инструкции, что этому царю, – которого не должно быть, – делать. И Моисей говорит о том, что царь должен для себя переписать Закон. Взять Закон, который мы находим во Второзаконии, в Книге Левит и Исход, и вручную его переписать.

Во-первых, нам, руководителям, а также начальникам, менеджерам, это говорит об ответственности, которую Бог возлагает на людей, которые ведут за собой других. Нам нужно знать Божий закон, вкладывать его в своё сердце. Это настолько важно было, что Моисей говорит: «Царю, которого у вас не должно быть, но он будет, – ему нужно будет Закон вручную переписать, для того чтобы он своими руками, глазами всё это пропустил через себя!» И далее Моисей говорит, что царь должен Закон читать, то есть для нас это настоящий компас, ориентир, что есть «прямо» и как нам знать, что значит – не уклоняйся ни направо ни налево.

Второзаконие 17: 20

20. чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.

И снова мы читаем: «...и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево...» Это очень высокий стандарт, стандарт для каждого из нас по отдельности и стандарт для народа, и стандарт для руководителей, чтобы мы знали Закон, жили этим Законом и чтобы мы понимали в своей жизни, что есть «прямо» и что значит «не уклоняться ни направо, ни налево».

Далее, к моменту, описанному в 4-й Книги Царств (глава 22) уже несколько поколений прошло после Давида. Ни Давида, ни Соломона уже давно не было, но всё равно Давид оставался стандартом для всех царей, которые после него были в Израиле. И Сам Бог сравнивал их с Давидом. Это очень интересно, потому что Давид не был идеальным царём, он не делал всё правильно, он тоже совершал ошибки. Но мы знаем, что у него было правильное сердце, он был «мужем по сердцу Божьему. То есть несмотря на то, что он совершал какие-то ошибки, он потом глубоко раскаивался в них. Мы знаем, что у Давида сердце было правильное. И здесь пример для нас: все люди ошибаются, даже библейские герои, о которым мы читаем, тоже совершали ошибки. Но несмотря на ошибки Давида, Бог сравнивал поступки других царей именно с Давидом, из-за его сердца. И для нас это пример: мы должны знать Закон, но мы всем сердцем должны возлюбить Бога. Желание сердца нашего – быть послушным Богу. Не только знать Закон. Многие люди знают Закон. Много было во времена Иисуса людей, которые хорошо знали Закон и прекрасно в нём разбирались. Но Иисус их называл лицемерами. Недостаточно только знать Закон, нужно возлюбить Бога всем сердцем своим, нужно чтобы для нас этот Закон, Божий закон, закон Его воли для нашей жизни, стал чем-то личным, чем-то живым.

И здесь в 4-й Книге Царств в 22-й главе мы читаем про царя по имени Иосия:

4-я Книга Царств 22: 2

2. И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево.

Бог обращает внимание, когда мы со своей стороны делаем всё, для того чтобы быть послушным Ему. Далее мы читаем о том, как Господь наградил Иосию за его стремление и желание быть послушным Богу.

То же самое происходит и сейчас и вот в этом контексте давайте мы ещё раз прочитаем Притчи:

Притчи 4: 23–27

23. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.

24. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.

25. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.

26. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.

27. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла.

Итак, мы видим, что речь идёт о том, чтобы знать закон Божий. Речь идёт о том, чтобы мы были послушны помазанникам. Речь идёт о том, чтобы Закон стал частью нашей жизни и чтобы мы стремились всем сердцем угодить Богу.

Посмотрим на 10-й стих 1-й главы Книги Притчей:

Притчи 1: 10

10. Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся…

Далее, в 11-м и 12-м стихах мы видим, что это значит – если будут склонять тебя грешники. Когда мы видим мир чёрно-белым, то всё просто. Но что начинают говорить люди, которые нас уговаривают на что-то, пытаются склонить нас совершить какую-то ошибку? Они начинают говорить: «Да это не такое уж и чёрное! Это вообще серая зона. А твоё белое – это тоже не совсем белое. Посмотри на других...» Дьявол начинает говорить, что нет белого, нет чёрного – и вдруг всё, что было раньше для тебя чёрным, становится серым, а потом и вообще белым. Дьявол обманывает нас, начиная убеждать по чуть-чуть, это не происходит в один момент. Через время то, что раньше было для тебя абсолютно недопустимо, вдруг начинает выглядеть нормальным. Ведь так поступают другие. Да не так уж это и плохо! А потом ты начинаешь это делать, и оказывается, что это вообще здорово! И вдруг то, что было чёрным, становится нормой, теряется контраст и уже сложно увидеть разницу между чёрным и белым.

Удали ногу твою от зла. Это не так плохо, когда люди видят мир в чёрных и белых красках. Это порой сильно раздражает, когда люди не видят другие цвета. Но в Писании всё очень просто. Когда мы начинаем видеть мир в серых красках, то в этот момент у нас появляется путаница.

Притчи 2: 20

20. ...ходи путем добрых и держись стезей праведников…

В нашей жизни должны быть добрые примеры. Мы уже видели в 17-й главе Второзакония, что в нашей жизни должны быть священники, помазанники, которые говорят в нашу жизнь. Но здесь, в Притчах 2: 20 речь немного о другом: намного легче принимать правильное решение, когда есть за кем следовать, когда ты можешь наблюдать за жизнью других людей. Приобретай мудрость (см. Притчи 4: 6). Для того чтобы приобретать мудрость, нужно находиться рядом с людьми, которые уже прошли какой-то путь. Поэтому прими для себя решение не пренебрегать старейшинами, людьми, которые имеют уже какой-то опыт, которые чего-то прошли, даже если это было давно. Господи, помоги мне научиться у них! Помоги мне, Господь, следовать хорошим примерам! А если вокруг нас люди, которые раньше были хорошим примером, но позже они начали совершать какие-то ошибки? Во-первых, мы можем продолжать учиться у них правильным поступкам. А во-вторых, мы можем просить у Бога, чтобы он дал нам хороших людей, за которыми мы сейчас можем следовать.

Иакова 1: 5

5. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.

Когда Бог даёт мудрость, Он даёт и ясность, и различение, и вразумление.

Иногда хочется чтобы так: вчера я был глупым, помолился о мудрости – и сегодня я мудрый! Мудрость нужно ценить и по мере того, как ты ценишь мудрость, ты становишься мудрее – это определенный процесс. Поэтому Господь может дать вам мудрость сначала в чём-то одном. А потом вы ещё раз помолитесь, и Господь вам в чём-то другом даст мудрость. И Бог, как и наши отцы веры, тоже будет смотреть, а что ты сделал с мудростью, которую Он дал тебе до этого. Как ты ценишь эту мудрость?

Иаков продолжает говорить о мудрости в 3-й главе:

Иаков 3: 13

13. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

Наша мудрость должна быть видна – в словах, в решениях и в том, что мы делаем каждый день.

Иаков 3: 14–17

14. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

15. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

16. ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

17. Но мудрость, сходящая свыше, вопервых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

 

Просите у Бога мудрости. И когда будете просить мудрости, во-первых, ожидайте, что получаете! Мы благодарим Бога за то, что Он слышит молитвы и отвечает на них!