Связаться

Позвоните нам
+7 (495) 727-14-70
Напишите нам
church@mgnc.org
Приобретай мудрость
Павел Реннер

Приобретай мудрость

18.08.2024
Конспект проповеди

Притчи 1: 7

7. Начало мудрости — страх Господень...

 Мы ищем мудрость, которая приходит от Бога. Об этом говорит апостол Павел в первом Послании к Коринфянам.

1-е Коринфянам 3: 19

19. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их».

Люди могут быть достаточно образованными, могут много знать, но при этом не всегда поступать правильно. То есть знание и мудрость – это не одно и то же. Иногда мы знаем, как нужно поступить, но делаем по-другому. И даже знать, иметь мудрость и поступать правильно – это также не одно и то же.

Мы можем посмотреть на жизнь Соломона. У него было много знаний, мудрости, но он не всегда поступал правильно. Поэтому нам нужно молиться и просить Бога, чтобы Он дал нам мудрость, разумение и ещё помог нам правильно поступить. Хорошая комбинация – мудрость, разумение, знание и ещё правильные поступки. Сам Господь дал нам Святого Духа, чтобы в жизни мы могли соединить мудрость и разумение в правильные действия, чтобы мы могли видеть ситуации, понимать некую глубину, которую Господь открывает нам.

По словам пастора Павла, несколько раз на прошедшей неделе он увидел в поведении людей, в их словах некий фасад. То, что люди показывают, может быть очень красиво и даже очень правильно, но за этим иногда Дух Святой открывает что-то, и пастор Павел увидел за этим боль. Он увидел, что люди могут говорить правильно и даже выглядеть правильно, но внутри у них – одиночество и боль. Поэтому сегодня он молится о том, чтобы Дух Святой служил каждому из нас и чтобы мы получали мудрость, в которой мы нуждаемся, в глубине сердца и чтобы в глубине сердца мы переживали Божью любовь, получали ответы на вопросы.

Интересно, что мы можем задавать вопросы людям и получить ответы на наши вопросы, но это не всегда откликается в сердце. Даже правильные ответы не всегда откликаются у нас в сердце. Но когда Дух Святой начинает нам служить, то сразу как-то всё становится на своё место. Поэтому давайте мы с вами будем стремиться не только к знаниям или к человеческой мудрости, но будем стремиться к мудрости, которая приходит от Бога.

Апостол Иаков говорит о мудрости, о наших поступках, словах, о том, что нужно иметь мудрость. Но к мудрости ещё нужно «приделать» правильные поступки.

Иакова 3: 15

15. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская…

Бог может нам дать чувство различения, чтобы мы понимали, в какой момент мы слышим мудрость, которая является земной, душевной и бесовской. Очень важно различать в том, что мы слышим, что нам говорят или советуют, или звучит в наших собственных мыслях, относится ли это к той мудрости, которая нисходит свыше, которую нам даёт Бог, или это то, что мы сами придумали.

Притчи 1: 7

7. Начало мудрости — страх Господень...

Здесь надо, во-первых, понимать, что Бог есть, что Он видит всё, что мы Ему будем давать отчёт за нашу жизнь, за наши слова. Он обращает внимание на то, что мы говорим, ведь Дух Святой в нас. Писание предостерегает нас, чтобы мы не оскорбляли Божьего Духа в нас. Святой Дух в нас и Он может прежде, чем другие люди обратят на это внимание, сказать нам, что мы что-то лишнего сказали или что надо было что-то сказать или сделать по-другому. Святой Дух внутри нас помогает нам, Он даёт нам эту мудрость. Поэтому если мы понимаем, что начало мудрости – страх Господень (то есть понимание того, что Бог есть, что Он всё видит, что мы будем отдавать отчёт за нашу жизнь и слова и поступки Ему и что всё, что бы мы ни делали, мы должны делать во славу Божию), то это меняет то, как мы смотрим даже на самые бытовые вопросы. Поэтому молитесь о том, чтобы и в бытовых вопросах Господь помог вам видеть не только то, что в данный момент перед вами, но и понимать, что если никто не видит или не обращает внимания, то Бог обращает внимание.

Притчи 4: 5

5. Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.

Возникает вопрос – где? Нельзя пойти в магазин и купить мудрость. Этим Бог ставит нас в положение, когда мы вынуждены применить какие-то усилия, чтобы понять где. Нельзя пойти в магазин и купить мудрость, как молоко. Нужно оказаться в правильном месте, нужно окружить себя правильными людьми, нужно много времени вникать в Писание, ведь Господь даёт нам мудрость, когда мы её ищем. И когда мы настроены на то, чтобы получить эту мудрость от Него, Он начинает нам давать эту мудрость.

Приобретай мудрость! А вот интересно, сколько – поштучно или на развес? Как нам понять, что у нас получилось приобрести? Вот купили 2 кг мудрости... Но ведь это духовные вещи, а духовные вещи мы не можем измерять, как физические вещи.

Притчи 4: 5

5. Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.

В Притчах мы получаем здесь подсказку, как мы можем получить мудрость, – через слушание. Мы открываем свои уши и через слух мы воспринимаем невидимый мир. Через слух мы воспринимаем духовные вещи. Мы открываем свои уши и пускаем в свои сердца слова Божьи. Затем эти слова начинают работать в нашей жизни, и через это мы приобретаем мудрость, – когда мы начинаем ценить слова, которые нам говорят старшие, ценить откровения, которые Господь нам даёт. Но для того чтобы приобретать мудрость, нужно приложить определённые усилия, нужно оказаться с правильными людьми в правильном месте и нужно ещё и ценить это.

И для того чтобы находиться рядом с правильными людьми, требуется время, потому что недостаточно просто сесть с мудрыми людьми и надеяться, что они тут же начнут с тобой делиться мудростью. Так не происходит. Порой нужно годами находиться рядом с правильными людьми, для того чтобы по чуть-чуть принимать и переваривать эту мудрость, которую через них Господь тебе даёт.

И ещё нужно уметь задавать правильные вопросы. Итак, находиться в правильном месте, рядом с правильными людьми, задавать им правильные вопросы и ещё долго слушать. И, возможно, что только после определённого времени, проведённого вместе с вами, эти мудрые люди начнут что-то говорить в вашу жизнь.

В Притчах раз за разом мы читаем, что нужно преклонить ухо, нужно слушать. И мы просим Бога, чтобы Он слышал наши молитвы. А если Бог может остановиться, для того чтобы послушать твою молитву, то и мы тоже можем остановиться, оставить наши важные дела, чтобы посидеть рядом со старшими и послушать – заплатить цену, чтобы получить эти ценные уроки, которые они приобретали ценою жизни. Они приобретали эти уроки и они готовы этой мудростью с тобой поделиться, но только если ты готов пройти какой-то путь с ними. Они эту мудрость не отдают тем, кто не проходит путь. Надо рядом находиться, надо вовремя прийти на встречу, а то ещё и раньше, а потом задержаться.

Притчи 4: 5

5. Приобретай мудрость...

Притчи 4: 6

6. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.

По словам пастора Павла, для него это трагедия видеть молодых людей, которые уже заплатили какую-то цену для того, чтобы получить мудрость, а потом что-то в их жизни происходит и они отворачивается от мудрости.

Когда тебе чего-то стоит эту мудрость в своей жизни применить, тогда это уже становится не только знанием, но и личным опытом. И только после того, как ты заплатил цену, чтобы эту мудрость применить в своей жизни, тогда действительно можно сказать: «А вот теперь я что-то прошёл!»

Притчи 4: 7

7. Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.

Интересно, что здесь, в четвёртой главе, сначала везде идёт мудрость, а потом разум. В жизни выходит обычно всё наоборот, мы сначала получаем знания: мы отправляем детей в школу, они там получают знания, потом дети идут в колледж, в университет, получает знания, а потом учатся их применять. И сегодня так много настроено на то, чтобы получить знания: например, курсы пройти, чтобы чему-то научиться. И знания важны, и в Притчах написано, что нам нужно приобретать разум, то есть знания, для того чтобы устраивать свою жизнь. Но здесь сначала говорится о мудрости, а почему-то так часто всё наоборот: вместо того чтобы приобретать мудрость, мы сначала приобретаем знания.

Есть мнение, что знания могут навредить. Но это не знания могут нам навредить, – это наша глупость может нам навредить! Ведь знание как инструмент. Не сам по себе инструмент может чем-то навредить, но отсутствие мудрости при его использовании может навредить. Поэтому знания сами по себе нам не вредят, но нам вредит отсутствие мудрости.

Притчи 1: 20

20. Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой…

Везде с нами пытается разговаривать мудрость. Интересно, что в Притчах мудрость предстаёт перед нами как личность. Мудрость хочет с тобой поговорить. И если мы ищем мудрости, то мы увидим и услышим её!

По словам пастора Павла, одна из причин, почему ему так нравится посещать новые места, потому что там он видит другие грани жизни, мир открывается ему по-другому. И в процессе изучения новых культур, новых городов меняется его жизнь, потому что он начинает иначе смотреть на какие-то вещи.

Сегодня очень многие люди страдают от того, что в их жизни нет мудрых отцов или наставников. Но это не может стать отговоркой, ведь мудрость с нами постоянно хочет говорить (Притчи 1: 20–21).  То есть если в вашей жизни нет наставника или отца, человека, который мог бы с вами говорить подолгу и проводить время, передавая свою мудрость, то откройте свои глаза, свои уши и обратите внимание на то, что мудрость и так с нами разговаривает. Более того, люди, которые уже вкусили мудрость, поняли, как звучит голос мудрости, они уже могут её разглядеть везде. По словам пастора Павла, поиск мудрости обогащает нашу жизнь, но для этого нужно ненадолго остановиться, отвлечься от всего.

В Притчах часто сравнивается глупец и мудрец. В какой категории вы находитесь? Это не так сложно понять. Писание нас учит, чтобы мы ценили время, которое Господь нам даёт. И через этот простой принцип – ценит ли человек время, этот подарок, эту жизнь, которую Господь ему дал, – мы можем увидеть, насколько человек мудр или нет.

Притчи 1: 20–21

20. Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,

21. в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою…

Везде с нами пытается разговаривать мудрость. А если мы ещё добавим к этому голос Святого Духа в нашей жизни, то становится понятно, что Бог постоянно пытается нам помочь принять лучшее решение.

Иакова 1: 5

5. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.

А в следующем стихе содержится ключ – надо просить с верой, не сомневаясь.

Иакова 1: 6

6. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь...

Недавно на одной встрече пастор Павел увидел применение этого стиха. В течение долгого времени происходило общение, Святой Дух вёл их беседу и они уже пришли к решению. Но тут один из собеседников за столом предложил сначала помолиться и уже только потом принять окончательное решение. В этом проявилась мудрость, потому что мы верим, что Господь разговаривает с нами и в процессе молитвы что-то могло измениться.

В этих стихах мы видим также, что Бог слышит наши молитвы, отвечает на наши молитвы и даёт нам мудрость просто и без упрёков. И мы благодарим Бога за это!

Притчи 2: 2–5

2. так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;

3. если будешь призывать знание и взывать к разуму;

4. если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

5. то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

Здесь мы видим, что мудрость и страх Господень связаны между собой: если ты ищешь мудрости, как серебра, то со временем ты придёшь и к страху Божьему. Наши дети с самого детства растут с пониманием страха Божьего, и уже только это отличает их от всех остальных. А если они к этому ещё приложат разумение и дальше будут его искать, то наши дети будут благословенны.

Притчи 2: 10–11

10. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,

11. тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя…

Снова мы видим порядок: рассудительность, разум – потом, а сначала мудрость. И есть награда за то, что мы ищем мудрость.

Притчи 3: 35

35. Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.

Притчи 5: 1–2

1. Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,

2. чтобы соблюсти рассудительность и чтобы уста твои сохранили знание.

сын мой внимай мудрости моей и клони ухо твоё к разуму мою чтобы соблюсти рассудительность...

Мудрость помогает нам, и мы просим у Бога мудрости. Но также мы можем попросить Бога, чтобы Он открыл наши глаза на те моменты, когда мудрость пытается с нами говорить, а мы это игнорируем. И ещё чтобы Господь открыл нам, когда мы оставляем мудрость, которую Господь когда-то уже нам дал.