Связаться

Позвоните нам
+7 (495) 727-14-70
Напишите нам
church@mgnc.org
Павел Реннер

Тайная комната

07.07.2024
Конспект проповеди

Иисус обращает внимание на невидимый мир, Он довольно много в Нагорной проповеди говорит о том, чего мы не можем увидеть. Мы должны прислушаться или нам нужно некоторые вещи сердцем понять. Более того, в Нагорной проповеди Иисус говорит, что есть какие-то вещи, которые мы должны делать втайне, перед Богом. Мы это делаем перед Ним, и Он знает и видит сердце. Он испытывает наши сердца, и Он знает, что мы какие-то вещи делаем перед людьми, для того чтобы на нас обратили внимание, для того чтобы показаться святым и хорошим. И Бог знает также, что мы делаем перед Ним, ради Него. Он обращает внимание на состояние нашего сердца.

Нам важно следить за состоянием своего сердца, всё начинается из нашего сердца.

Евангелие от Матфея 5: 3

3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

С самого начала Иисус обращает внимание на то, чего глазами мы не можем увидеть, – это состояние сердца. Он видит, когда мы в чём-то нуждаемся, или когда чего-то не хватает в нашей жизни, или когда мы переживаем трагедию или боль. Он обращает внимание на это и говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Нам так важно, чтобы все наши нужды здесь, на земле, были покрыты. И с одной стороны, это правильно. С другой стороны, в Нагорной проповеди Иисус постоянно обращает наш взгляд на Небеса, на Царство Небесное, на вечные ценности. И это испытывает нас сегодня.

Далее Иисус говорит:

Евангелие от Матфея 5: 12

12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах...

Может быть, вам сейчас больно. Может быть, это вы сейчас нищие духом или плачущие, или переживаете другие трудности, Иисус говорит вам: «Радуйтесь и веселитесь!» Интересно, что по земным меркам повода для радости нет в такой ситуации. Но в Псалмах мы видим, что радость и хвала – это повеление от Господа, это заповедь. Бог велит нам радоваться.

Апостол Павел говорит:

Филиппийцам 4: 4

4. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

А что нам говорит Иисус?

Евангелие от Матфея 5: 12

12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах...

Давайте поднимем наш взор к Небесам и будем смотреть на надежду и награду, которые Бог приготовил для нас. И эта награда больше того, что могут дать нам люди, или что мы можем получить здесь. И когда наша вера или послушание Богу нам чего-то стоят или когда ради нашей веры мы чего-то лишаемся здесь, в настоящем, то Бог на это обращает внимание и говорит нам, что награда наша на Небесах!

Евангелие от Матфея 5: 13–14

13. Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

Когда Иисус проповедовал, Он разговаривал с самыми обычными людьми, у кого было достаточно времени для того, чтобы найти Иисуса, сесть на холме и послушать Учителя. Остальные люди были заняты, они были где-то в другом месте. И вот этим обычным людям Иисус говорит: «Вы – соль земли...Вы – свет миру...».

«Свет – миру» – это, вероятно, такие люди, у которых есть образование, есть деньги, и они могут повлиять на общество. Но Иисус обращается к обычным людям. И для нас в этом есть некое утешение, потому что мы тоже сегодня самые обычные люди, и Господь обращается через это и к нам сегодня и говорит: «Вы – соль земли...Вы – свет миру...» Храните свет, храните эту соль, которая в вас есть.

Апостол Павел говорит почти то же самое, только другими словами.

1-е Коринфянам 1: 26–27

26. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;

27. но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное…

А потом он говорит:

1-е Коринфянам 1: 29

29. для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Таким образом слова Иисуса в Нагорной проповеди обращены к каждому из нас.

В Евангелии от Матфея, начиная с шестой главы, Иисус говорит, что есть что-то, что мы должны делать втайне.

Евангелие от Матфея 6: 1–5

1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4. чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

Не делайте это перед людьми, а делайте по зову сердца, потому что через это мы прославляем нашего Небесного Отца. Мы делаем какие-то добрые дела не для того, чтобы получить награду от людей, а в итоге мы получим награду от Бога. Но если мотив наш в том, чтобы получить награду сейчас (чтобы кто-то сейчас на нас обратил внимание), значит мы сейчас и получим нашу награду. А нам нужно смотреть на Небеса.

Далее Иисус говорит о молитве. По признанию пастора Павла, он много в последнее время размышляет о важности «тайной комнаты» (особенно если вы где-то служите в церкви). Ничто не может заменить вашу тайную комнату, вашего общения с Богом. Это прекрасно, когда в церкви мы переживаем Божье присутствие, присутствие Бога в собрании святых всегда является чем-то особенным. Но для служителя и для каждого из нас ни воскресное богослужение, ни домашняя группа, ни Вечер хвалы в пятницу не может заменить наше личное время общения с Богом, «тайную комнату». А если мы начинаем заменять нашу «тайную комнату» воскресным богослужением, Вечером хвалы и поклонения, тогда мы начинаем уставать. Служители иногда спрашивают, как не уставать в служении. Вам нужно входить в «тайную комнату», для того чтобы не уставать в служении, для того чтобы не уставать от общения с другими людьми, для того чтобы служить Господу с весельем, для того чтобы служить друг другу тем даром, который вы получили. Для того чтобы отдавать, нужно чтобы что-то было, поэтому мы молимся не для того, чтобы люди на нас обратили внимание! Молитва – это разговор с Богом! Мы разговариваем с Богом, для того чтобы поговорить с Богом, а не для того чтобы другие видели, что мы разговариваем с Богом.

Евангелие от Матфея 6: 6

6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Снова Иисус говорит о том, что Бог видит и обращает внимание на те вещи, которые другие люди не могут увидеть. Более того, Бог видит, чего тебе это стоит. Он слышит, когда ты обращаешься к Нему искренно в молитве.

Что такое «тайная комната»? В древние времена из-за того, что в тех местах было жарко, дома строили особым образом. В основном люди проводили время на улице или в помещениях, которые находились рядом с внутренним двором. Что-то делали на улице, что-то в доме. Множество бытовых вопросов решалось на улице. Что-то готовилось на улице или что-то готовилось в комнатке, прямо рядом со внутренним двором.

И вот Иисус говорит нам, что нужно зайти в «тайную комнату» и закрыть дверь. Это чтобы нас ничто не отвлекало от общения с Богом.

По свидетельству пастора Павла, он специально читает Библию в бумажной версии. Потому что, если читать Библию в телефоне, то приходит масса оповещений. Для нашей души это также важно – научиться проводить время в тишине, когда вы учитесь прислушиваться к вашему внутреннему голосу и голосу Духа Святого, потому что Святой Дух хочет общаться с тобой. Но для того чтобы мы следовали за водительством Святого Духа в нашей жизни, нам нужно научиться проводить время в тишине или хотя бы на какое-то время игнорировать всё, что нас пытается отвлечь. Это на самом деле довольно трудно, это навык, который нужно приобрести, – как игнорировать всё, что нас так отвлекает, как сосредоточиться на Боге и Его слове. Но это происходит не сразу.

Нужно поставить телефон на беззвучный режим и оставить его в другой комнате. Сделайте так. Учитесь сосредотачиваться на Боге!

Евангелие от Матфея 6: 6

6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Далее в Нагорной проповеди Иисус отвечает на вопрос, как молиться, и здесь мы находим молитву «Отче наш».

Евангелие от Матфея 6: 9–13

9. Моли́тесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10. да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13. и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь».

Многие молятся молитвой «Отче наш» каждый день, и это прекрасно. Но также мы можем рассматривать эту молитву в качестве инструкции, как молиться. Мы можем вникать в каждую фразу, для того чтобы понять, как эта молитва относится к нашей жизни.

Затем Иисус говорит, что нам следует поститься так, чтобы никто не видел.

Евангелие от Матфея 6:16

16. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

Здесь следует отметить, что в нашей жизни сегодня есть как минимум два вида поста: есть твой пост, когда ты постишься и об этом никто не знает, а есть общецерковный пост. В Писании мы также читаем про такой вид поста, когда весь народ израильский постился. У нас в церкви есть ежегодный пост. В начале года мы постимся всей церковью 21 день – это пост Даниила.

Сейчас речь идёт не об общем посте, а о личном, хотя возможно разумеется их совместить. Но мы не ходим на работу и не говорим всем: «А я в посте!» Мы не делаем так, чтобы другие люди видели, что мы постимся, потому что мы постимся перед Богом.

Евангелие от Матфея 6: 17–18

17. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое,

18. чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Смысл в том, что когда мы постимся, – это между нами и Богом. Пастор Павел выражает уверенность, что мы практикуем пост не только когда мы постимся в январе все вместе, но также и по побуждению Духа Святого, так как это является частью духовной дисциплины, которую мы практикуем в нашей жизни. И если Господь вас ведёт в пост, то Он и подскажет, когда выйти из поста, поэтому будьте Ему в этом послушны.

Евангелие от Матфея 6: 19–20

19. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20. но собирайте себе сокровища на небе...

Снова Иисус обращает внимание на невидимый мир. Мы так много обращаем внимание на видимый мир – на то, что у нас есть, или на то, чего у нас нет. Но Иисус здесь обращает наше внимание на невидимый мир, или на невидимое богатство: на то, что мы собираем для себя на Небе.

Евангелие от Матфея 6: 33–34

33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

По словам пастора Павла, это очень индивидуально и нам для себя нужно понять это. Мы испытываем своё сердце и просим Духа Святого, чтобы Он нам открыл, что это значит, искать прежде всего Божье Царство. То есть мы получаем от Бога определённую систему координат – что для нас должно быть важнее, в первую очередь. Мы размышляем о Царстве Божьем, о небесном, о вечном, мы размышляем о том, что для Бога важно. Тогда всё остальное приложится нам!

Иногда мы заботимся обо всём остальном, но идеально ничего не получается. Но когда вместо этого мы начинаем сосредотачиваться на Божьем, когда мы думаем о том, что для Него важно, когда мы посвящаем свои мысли и мотивы Богу, то всё остальное начинает прикладываться.

Мы смотрим на пример людей веры, которые шли перед нами, как они посвящали свою жизнь Господу. Мы смотрим на их победы, на их веру – не только на веру героев Библии, но также на веру людей, которые есть и в нашей жизни. И их пример нас к чему-то учит и вдохновляет. И через это Дух Святой даёт нам мудрость, в которой мы нуждаемся.

По признанию пастора Павла, вспоминая о своих героях веры – о бабушке и дедушке, – о том, как этот принцип искать прежде всего Божье Царство стал для них самым важным в жизни. Они могли бы передать своим детям и внукам что-то другое, но прежде всего они привили и своим детям, и внукам, и правнукам любовь к Богу, любовь к братьям и сёстрам, любовь к Церкви. Это то наследство, которое пастор Павел получил от своих бабушки и дедушки.

И этот пример применим для каждого из нас. Где ты находишься в этом процессе сегодня? Ты передаёшь или ты принимаешь? Или ты ещё даже не понимаешь, что тебе передают, какое наследство приготовили для тебя бабушка, дедушка, родители? Важно научиться ценить то, что важно для Бога.

Что-то мы делаем втайне. И что значит – Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно? Мы получим нашу награду и на Небесах, также Бог воздаст тебе явно здесь, то есть другие люди тоже обратят внимание на благословение, которое Господь вам даёт. Его благословение, его благодать больше, чем всё остальное.

Поэтому важно, на что мы настраиваем свой взор.

Евангелие от Матфея 7: 7–8

7. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

8. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Очень часто, размышляя о молитве, мы цитируем этот стих и говорим: «Просите, будьте постоянны – просите, просите, просите... Ищите, ищите, ищите... Стучите, стучите, стучите...» А Иисус просто говорит: «Просите – и дано будет вам; ищите – и найдёте; стучите – и отворят...» Давайте верить в такую молитву: вы попросили у Бога – и Он даст! Иисус далее приводит пример, иллюстрирующий то, что если мы, будучи злыми, всё равно умеем делать доброе, то разве Небесный Отец не лучше нас?

В молитве мы говорим о невидимом, мы просим Бога о том, что другие люди нам дать не могут. Мы просим Бога помочь нам в вопросах, где мы чего-то не понимаем, или, возможно, нам чего-то не хватает – мудрости, средств. Нам чего-то не хватает, мы просим Бога – и Он даёт! Поэтому молитесь и верьте, что Господь даст!

Уже в конце Нагорной проповеди Иисус снова обращает наше внимание на невидимое.

Евангелие от Матфея 7: 24–25

24. Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

25. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

Иисус говорит здесь об испытаниях. Испытания обязательно придут. Не бывает такого, что в жизни не приходят испытания или какие-то трудности. Обязательно будут такие ситуации, когда наша жизнь и то, на чём мы свою жизнь построили, будет испытано. Иисус говорит: «Всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их...» Именно через слова Господь нам открывает невидимый мир; что-то входит в наши сердца – и строится внутри нас что-то, чего другие люди не могут увидеть. Иисус говорит, что если мы прислушаемся и будем исполнять Его слова, то мы построим свою жизнь на камне. Речь идёт о том, что мы построим свою жизнь на каком-то невидимом камне, ведь фундамент нашей жизни – это слова Иисуса. И недостаточно только их услышать, Иисус говорит, что если мы будем слушать и исполнять, тогда ты благоразумный человек, тогда наш дом будет построен на камне. И когда на нашу жизнь обрушатся испытания, тогда мы пройдём через эти испытания!

Поэтому обратите своё внимание сегодня на невидимые вещи и постоянно размышляйте о них. И если мы действительно это делаем втайне, для Господа, а не перед людьми, тогда мы получим и нашу награду от Него.