Символ веры, часть 3. Страдавшего при Понтии Пилате
Епископ продолжает серию проповедей на тему «Символ веры». Нам нужно знать, какое значение несёт в себе одна из строк «…страдавшего при Понтии Пилате…»! Мы узнаем, почему Иисус на суде ничего не сказал в Своё в оправдание и зачем имя Понтия Пилата было записано в Апостольском символе веры.
...Страдавшего при Понтии Пилате...
Библия сообщает, что над Иисусом был суд. А во времена служения Иисуса в Израиле было множество руководителей, которые держались за власть, особенно политические и религиозные лидеры. Они старались удержать власть в своих руках. И важно понимать, что израильтяне ненавидели римлян. И на это было как минимум две причины: римляне захватили их землю, римляне требовали от евреев платить дань римской империи. Поэтом в те времена постоянно происходили какие-то бунты, беспорядки, революции. Лишь немногим лидерам удавалось удержать власть в своих руках достаточно долго. Быть хозяином той земли достаточно долгое время мог только очень твёрдый и даже жёсткий человек. И это подводит нас к Понтию Пилату, он был именно таким человеком.
Обычно правители Иудеи или Израиля могли продержаться у власти от 12 до 36 месяцев. Понтий Пилат был настолько безжалостен и жесток, что смог продержаться на посту правителя Иудеи 10 лет. И это важно для понимания истории Иисуса, потому что это означает, что Пилат был правителем как раз в то время, когда Иисус публично служил людям. И Пилат считался главным представителем верховенства римского права по всей территории, за ним всегда было последнее слово в решении любых юридических вопросов. Ему приходилось принимать решение в суде, кто прав, а кто нет.
Пилату очень не нравилось разбирать в суде дела, связанные с религиозными разногласиями. Такие дела он обычно отправлял в синедрион, чтобы решение приняли там.
Сам Пилат не жил в Иерусалиме. Ему не нравился этот город, потому что ему не нравилась эта религиозная обстановка. Он жил в Кесарии на берегу моря. А во времена религиозных праздников в Иерусалиме обычно начинались беспорядки. Тогда Пилат приходил в Иерусалим со своими солдатами, чтобы обеспечить порядок там. Говоря об истории распятия, нам следует понимать, почему на Пасху Пилат со своими солдатами оказался в Иерусалиме.
Когда к Пилату, как представителю высшей власти, привели Иисуса на Пасху и начали требовать распять Его, Пилат захотел понять, в чём Иисуса обвиняли и за что так хотели Его распять.
Евангелие от Луки 23:2
2. и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.
Пилат сразу понял, в чём дело: иудеи просто завидовали Иисусу, поэтому составили обвинение именно таким хитроумным образом. Ведь если бы до Рима дошли слухи, что там кто-то заявляет о себе, что он царь, а Пилат по этому поводу ничего бы не сделал, то это стало бы для Пилата политическим самоубийством. Поэтому он должен был что-то сделать. А иудейские лидеры прекрасно понимали, в какой ситуации оказался Пилат; они точно знали, за какие ниточки надо подёргать, чтобы Пилат зашевелился!
Евангелие от Матфея 27:2
2. и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
Здесь мы видим исполнения того, что написано в 53 главе Книги пророка, где Библия пророчествует, что Христа поведут как Агнца на заклание.
Иисуса связали, как связывали ягнят, которых вели на заклание. Только представьте, как должен был Иисус доверять в тот момент Своему Отцу! Но Он знал, что именно ради этого момента Он и родился! А в 1-м послании Петра написано, что Иисус предавал Себя в руки Отца:
1-е Петра 2:23
23. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
Часто в жизни мы сталкиваемся с такими вещами, которых не понимаем, попадаем в ситуации, в которых не можем себя защитить. И в такие моменты мы должны следовать примеру Иисуса, говоря:» Бог Отец, я вверяю Тебе мою жизнь!»
Евангелие от Матфея 27:2
2. и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
Сделав это, они переложили всю ответственность на Пилата! Теперь Пилат должен был признать Иисуса виновным и принять решение о Его распятии.
Евангелие от Матфея 27:11
11. Иисус же стал перед правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
Иисус не дал здесь прямого ответа.
Евангелие от Матфея 27:12
12. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
ВО второй раз Иисус ничего не ответил, когда Его обвиняли!
Евангелие от Матфея 27:13-14
13. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
14. И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
Пилат был изумлён, потому что ничего подобного он раньше не встречал. В соответствии с законами Римской империи, у каждого обвиняемого было три возможности сказать что-то в свою защиту или оправдание. При отказе от попытки оправдать себя обвиняемый автоматически считался виновным.
Иисус прекрасно понимал, что Его ожидает при отказе сказать что-то в Своё оправдание. И также Он понимал, какое задание Ему вверено. Иисус твёрдо держался того, что было Ему вверено Отцом! И нам следует твёрдо держаться задания, полученного нами от Бога!
В Евангелии от Матфея 27:11 Иисус не воспользовался первой возможность защитить Себя. В Евангелии от Матфея 27:12 Иисус не использовал вторую возможность оправдаться.
Евангелие от Луки 23:3
3. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.
Евангелие от Матфея 27:14
14. И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
После того как Иисус три раза отказался защищать Себя, мы читаем:
Евангелие от Луки 23:4
4. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.
Никто не знал законов лучше Пилата, а он не нашёл никакой вины в Иисусе. И с точки зрения закона, Иисусу невозможно было предъявить никаких обвинений! Он был невиновен! И тогда Пилат обращается к народу и синедриону:
Евангелие от Луки 23: 14–15
14. сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;
15. и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем, достойного смерти;
Пилат не хотел распинать Иисуса! Своими словами он как бы сказал, что нет никаких причин казнить этого Человека!
Евангелие от Луки 23: 20–22
20. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
21. Но они кричали: распни, распни Его!
22. Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего, достойного смерти, не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.
В оригинале написано, что толпа истерично орала: «Распни Его!» И Пилат надеялся, что толпа удовлетворится наказанием Иисуса.
Евангелие от Матфея 27:24
24. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
Публичным умыванием рук Пилат переложил вину за казнь невиновного с себя на евреев.
Евангелие от Матфея 27:26
26. ...а Иисуса, бив, предал на распятие.
Наказание Иисуса осуществлялось римской плетью с пятью ремнями с металлическими и стеклянными острыми деталями на концах. Такая плеть выдирала куски плоти из жертвы. В Иерусалиме во время бунта римскому воину достаточно было просто поднять такой кнут – это действовало мгновенно, как устрашение! К тому же у евреев разрешалось бичевать 39 раз, по опыту 40й удар приводил к смерти. Но римляне не знали сострадания и били сколько хотели!
Только представьте, что происходило с телом человека во время бичевания!
Исайя 53:5
5. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Эти раны, которыми было покрыто всё тело Иисуса, – это наше искупление! Он пережил это ради нашего спасения, исцеления! Поэтому сегодня мы можем просить, чтобы исцеляющая сила Иисуса была послана нам!
Апостол Пётр процитировал эти слова в прошедшем времени «Ранами Его вы уже исцелились!»
Евангелие от Матфея 27:26
26. ...а Иисуса, бив, предал на распятие.
Все эти раны были нанесены Иисусу, чтобы мы с вами освободились, приняли исцеление – в любой сфере нашей жизни, будь то исцеление ума, тела, в другой жизненно важной области.
1-е Тимофею 6:12
12. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13. Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание...
Иисус не воспользовался своей возможностью защититься. Иисус сохранил верность Себе. Он не сошёл с истинного пути, несмотря на цену, которую Ему предстояло заплатить! И мы знаем, что в результате всего Иисус воскрес и теперь восседает по правую руку Отца! И нам следует держаться истины, оставаться верными себе. Даже если мир не любит нас, мы будем стоять на Божьем слове и придерживаться «доброго исповедания»!
Евреям 10:23
23. будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
Если вы хотите понять, насколько вы верны своему призванию в Господе, то вот пример – Иисус перед Понтием Пилатом.
Мы можем многое принять для себя из этой истории. Каждый из нас может оказаться в сложной ситуации, когда нам надо просто двигаться вперёд, уповая на Бога. И точно так, как Иисус взирал на Отца, мы должны так же доверять Отцу. И вместо того чтобы отказаться от своего призвания, от веры, нам надо твёрдо встать и держаться за то, кем мы стали в Боге, держаться за свою веру. И поэтому мы в церкви провозглашаем эти слова из символа веры: «Страдавшего при Понтии Пилате...». Этими словами мы рисуем картину своего духовного посвящения.