Победоносное сопротивление дьяволу
Эта проповедь из серии о том, как помешать дьяволу испортить нам жизнь. Речь пойдёт о том, что нельзя давать место обидам и непрощению.
Притчи 4: 23
23. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
Дьяволу удаётся пробраться в нашу жизнь, когда мы на кого-то обижаемся и не можем простить. Сердце качает и гонит кровь по организму. Когда в сердце обида и непрощение, тогда они проникают во все части нашего тела.
Притча 14: 30
30. Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.
В английском переводе используется не слово "зависть", а "горечь". Епископ Рик привёл в пример одну женщину из рижской церкви, с которой они общались, когда служили в Риге. У неё была ужасная форма артрита. При этом, по свидетельству епископа, её пожирали разные обиды и непрощение по отношению ко всем. И епископ Рик понимал, что её артрит – это результат её обид. Накопившиеся обиды привели к артриту. И сегодня врачи подтверждают, что между непрощением и определёнными болезнями, связанными с суставами и костями, есть прямая связь. Эта женщина могла с трудом ходить, она легко обижалась, обижалась ни на что. Однажды епископ решил с ней поговорить о состоянии её сердца. Он сказал, что обида и горечь разрушают её жизнь. Он объяснил, что её проблемы со здоровьем пришли из-за этого, что ей надо простить тех, кого она не прощает, и освободиться. В ответ она сказала: «Вы даже представить не можете, как я ненавижу тех, кто меня обидел!» Епископ продолжил: «Вы знаете, что эта ненависть не им портит жизнь. Ваша ненависть портит жизнь вам, и вам нужно простить их, чтобы выйти на свободу». На это женщина возразила, что никогда этого не сделает. В итоге она дошла до того, что вообще слегла и была прикована к постели.
Поэтому в 4-й главе Притч написано, чтобы мы больше всего хранили своё сердце. Потому что если у вас в сердце на кого-то обиды, претензии к кому-то, то ваш разум будет из-за этого страдать, здоровье ваше будет ухудшаться и ваши обиды будут отражаться на ваших отношениях с другими людьми. Но если вы позволите своему сердцу жить в свободе, то дьявол не сможет портить вам жизнь через ваши обиды и непрощение.
Евреям 12: 15
15. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие…
Речь идёт о сердце: не позволяйте горьким корням появляться в вашем сердце. Как начинается 15-й стих – наблюдайте! Важно наблюдать, чтобы сердце было свободно, надо прикладывать усилия, надо делать это осознанно, надо понимать, что то, что происходит в сердце, – это наша ответственность! Мы отвечаем за состояние своего сердца! Вы не можете на кого-то свалить вину за то, что происходит в вашем сердце. Кто-то скажет: «Но вы не понимаете, как со мной обошлись, что мне сделали!» Возможно, с вами обошлись плохо, но ваше сердце – это ваше сердце, и лишь вы можете позволить обиде поселиться в вашем сердце! Поэтому и написано, что надо наблюдать. Мы должны наблюдать.
Здесь написано, что может появиться какой-то горький корень. Слово «корень» описывает глубокие-глубокие корни. Итак, здесь говорится о каких-то вещах, которые укореняются в нашем сердце, а обида и горечь могут пустить очень длинные, глубокие корни.
Удивительно, что обида на что-то или кого-то, горечь может передаваться даже из одного поколения в другое. Например, бывает, что люди на кого-то обижены, у них такая горечь, такое непрощение по отношению к кому-то, кто обидел их родителей. Но им-то ничего не было сделано! Возможно, они даже не знакомы с тем человеком, но так как их родителей кто-то обидел, эта обида передаётся ими из поколения в поколение. По словам епископа, они очень часто сталкивались с этим, когда жили в Латвии. Там церковь была русскоязычной, но там также были латыши. Русские и латыши между собой уживались довольно неплохо, ведь они вместе выросли и привыкли к тому, что есть латыши и есть русские. Но когда епископ встретился с латышами, которые живут в Америке, он был удивлён, насколько те ненавидели русских! Когда епископ спрашивал их, общались ли они с русскими, они отвечали, что не общались и не встречали ни одного! У них просто был этот горький корень, который передавался ими из поколения в поколение. Важно понять, что если вы на кого-то обижены, у вас есть горечь, то эти горькие корни могут перейти к вашим детям, вашим внукам – эта проблема может переходить из поколения в поколение. И если вы любите своих детей и внуков, остановите эту горечь, непрощение, обиды! Не передавайте это детям, внукам и дальше по поколениям!
А как определить, есть уже горький корень или нет? Написано в Библии, что он может возникнуть. Греческое слово здесь описывает небольшой росток, который пробивается сквозь грунт. И если ты увидел, что всходы появились, то это доказывает, что там в земле уже появился корень обиды. Когда у вас в сердце на кого-то обида, горечь, то вы заметите это, потому что всё это начнёт проявляться в мелочах. Во-первых, это начнёт проявляться в мыслях: у нас появляются нехорошие мысли о других людях, когда мы на кого-то обижены.
И вот, что удивительно, когда вы обиделись на человека, которого раньше любили, ладили с ним, то как будто вы надеваете другие очки: вы смотрите на него через другую призму и вы начинаете видеть в этом человеке всё плохое, что в нём есть, вы уже смотрите на него иначе, не так как раньше.
Епископ привел пример из своей жизни. Когда в начале своей семейной жизни они с женой служили в большой церкви, Рик Реннер очень любил своего пастора, он был готов сделать для него что угодно: он мыл его машину, стриг траву на газонах, деревья обрезал, обувь ему чистил – он был готов для него на всё! Он просто обожал своего пастора. Но однажды Рик Реннер обиделся на него – и всё изменилось! Важно понимать, что пастор не изменился, он был таким же, но это Рик Реннер изменился, потому что, когда он обиделся, то уже не относился к своему пастору с любовью, он относиться к нему с презрением. По признанию епископа, проблема была в нём самом. Раньше он видел в своём пасторе только хорошее, а теперь он видел только плохое, и это доказывало, что горький корень начал прорастать в его сердце. И если вы заметили, что ваше мнение о ком-то изменилось настолько, что вы в нём видите только плохое, то, возможно, это первый признак, что вы обиделись, и вам надо разобраться с этой обидой.
Ещё один признак того, что в сердце появился горький корень.
Евангелие от Луки 6: 45
45. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
Иисус говорит, что вас выдадут ваши уста. То, что мы говорим, всегда выдаёт нас. Не надо долго думать, что в сердце человека, это очень легко определить: помолчи и послушай, что он говорит. Уста всегда выдадут то, что у вас в сердце. Например, если кто-то думает только о материальных благах, позвольте ему выговориться. Если кто-то наполнен ненавистью, всё это выйдет через рот.
Иисус говорит точно и определённо: «От избытка сердца говорят уста». И если в сердце у вас есть какие-то проблемы, это начнёт влиять на ваш разум, и потом вы будете уже это говорить вслух. Вы заметите, что вы используете любую возможность, чтобы сказать что-то негативное об этом человеке. Возможно, вы даже будете прикрывать это молитвой. Будьте осторожны, ведь наше сердце может обманывать себя. Но если вы заметили, что вы о ком-то думаете плохо, вам не надо об этом говорить вслух! Но если вы не можете сдержаться и что-то негативное вылетает из ваших уст об этом человеке, то это значит, что ростки проросли, а это признак того, что внутри уже есть проблема. Вам надо разобраться с этой проблемой, иначе всё это вам повредит:
Евреям 12: 15
15. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие…
Это причинит вам вред, будет преследовать вас. Вы не сможете освободиться от этого, вас это будет беспокоить. Человек, на которого вы злы или обижены, будет жить в свободе, и это вас ещё больше будет доводить. Вы обижены, вам плохо – а с ним всё в порядке! И вас это будет злить ещё больше, вы будете думать об этом, засыпая и просыпаясь. Когда вы будете проводить время с женой или с мужем, все разговоры будут сводиться к обсуждению этого человека. Это будет преследовать вас.
Что делать в этом случае? Откроем Евангелие от Луки, в словах Иисуса есть ответ:
Евангелие от Луки 17: 1
1. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам…
Это значит, что пока мы живём, невозможно избежать ситуаций, где у нас появится желание на кого-то или на что-то обидеться.
В греческом оригинале слово «соблазны» – это «скандал». Здесь написано, что невозможно не прийти скандалам. Но в то время этим греческим словом «скандал» описывали небольшую ловушку, западню. Как устроены ловушки? Кладут приманку, чтобы заманить кого-то в эту ловушку. Когда кто-то хватает приманку, срабатывает затвор! И если вы обижаетесь или пришёл соблазн обидеться, то это становится приманкой и вы попадаете в западню, в ловушку!
Все причины всех обид сводятся к двум: первая – кто-то что-то сказал или сделал. И вы думаете: «Поверить не могу, что он это посмел мне сказать! Как обидно!» И вторая причина: они не дотягивают до ваших стандартов. И вы говорите: «Не могу поверить, что они вот этого не сделали!»
Итак первая причина – люди что-то сделали или сказали. Вторая причина – они чего-то не сделали или чего-то не сказали. Я попал в такую сложную ситуацию, а они ничего не сделали и не сказали, не помогли, не поддержали! У них была возможность что-то сделать, помочь, а они и пальцем не пошевелили! А по правде говоря, все мировые конфликты и войны можно свести к этим двум вещам: кто-то что-то сделал или сказал и, наоборот, кто-то чего-то не сделал или не сказал.
Возможно, кто-то обошелся с вами неправильно. Возможно, вам реально сделали гадость. Кто-то, возможно, должен был вас поддержать словесно, но не поддержал. Возможно, кто-то должен был вести себя лучше с вами – такое бывает. Но спросите себя, делали ли вы кому-нибудь что-то плохое? С вами бывало такое? Возможно, вы кого-то должны были поддержать, сказать что-то в защиту кого-то, а вы ничего не сказали. Или вы должны были что-то сделать – и не сделали. Мы все виновны в этом. И ещё вопрос: когда вы кого-то обижаете, вы специально их обижаете? Было ли так, что вы в тот день проснулись и с самого утра начали замышлять, как вы кого-то обидите? Ну, конечно, нет! И скорее всего, если кто-то вас обидел, он не хотел. Он это сделал ненароком, случайно. Мы все допускаем ошибки! Поэтому в Евангелии от Луки Иисус говорит:
Евангелии от Луки 17: 3
3. Наблюдайте за собою...
В греческом оригинале буквально написано: «Займись собой». Важно заниматься собой, когда вы обижены, потому что вы другими занимаетесь! Иисус продолжает:
Евангелии от Луки 17: 3
3. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему…
Это означает, что вместо того чтобы жить с этой обидой, возьми на себя ответственность: займись собой. Твой брат поступил с тобой неправильно – пойди к этому человеку, поговори с ним откровенно. Не надо идти с обвинениями. Прежде чем вы кого-то будете обличать, будет мудро задаться вопросом: если бы кто-то должен был обличить меня, как бы я хотел, чтобы они меня обличали? Хотел бы я, чтобы меня обличали по-доброму, или мне бы хотелось, чтобы кто-то пришёл и просто меня порвал? Когда кто-то приходит, чтобы порвать вас, то ваше сердце не открывается. Вы начинаете сражаться, вы встаёте в позу! Итак, когда вам нужно кого-то обличить, очень важно какой у вас подход. Если вы приходите и говорите: «Мне надо с тобой поговорить. Возможно, я заблуждаюсь, но есть одна вещь, которая меня беспокоит, и мне нужно выговориться, мне нужно с тобой откровенно поговорить. Давай обсудим это... Вот у меня возникло ощущение, что ты, будучи моим другом, меня подвёл вот в этом. Мне нужна была твоя поддержка, твоя помощь, а ты не помог, не поддержал. Возможно, я ошибаюсь, возможно, я не так понял. Может быть, я не так смотрю на эту ситуацию, но давай поговорим честно». С таким подходом вы откроете дверь для общения. А тот человек скорее всего скажет: «Мне так жаль! Прости, я не понимал, что это так повлияет. Я не хотел тебя обидеть!» Вот тогда пойдёт разговор. Но если я приду и скажу: «Я должен тебе сказать: ты самый вшивый христианин, с которым я встречался! Самый вшивый верующий! Ты такой лицемер! Ты притворяешься, что ты такой, а ты на самом деле ужасный пример христианина!» Скорее всего, ни к чему этот разговор не приведёт. То, как вы подходите к разговору, очень-очень важно.
Когда Иисус говорит нам: «Пойди и выговори ему», речь не идёт о наезде на другого человека. Надо с мудростью разговаривать. Иисус говорит, что если тот покается, то надо простить его. Слово «простить» означает отпускать на свободу навсегда, расставаться с чем-то навсегда, отправлять настолько далеко, что ты уже не можешь вернуть и предъявить это кому-то. Вот лучший перевод: «Если он покается – отпусти!» Сложно? А Иисус отпустил наши грехи?
Псалом 102 говорит, что как далеко Восток от Запада, так далеко Бог удалил от нас наши грехи и прегрешения! Он взял наши грехи и швырнул их в море, в пучину забвения! Это не значит, что у Бога амнезии и Он ничего не помнит, – у Него хорошая память, Он всё помнит. Но когда Он прощает, Он не напоминает нам, Он отпускает нас. Он принимает решение отпустить нас и уже никогда нам это не предъявлять – вот какой большой силой обладает прощение!
Ефесянам 4: 32
32. но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
И Библия говорит, что мы должны прощать друг друга, как Бог во Христе простил нас.
Дословно в греческом говорится, что мы должны оказывать друг другу такую благодать, какой Христос одарил нас. И когда вы отпускаете, когда вы прощается кого-то, скорее всего, в этот момент станет ясно, что вы за человек. Возможно, у вас будет желание снова вспомнить и снова напомнить. Но если вы будете напоминать, то вы уже будете заодно с обвинителем братьев наших (речь о дьяволе). Простить – значит отпустить.
И важно понимать, что когда вы живёте в прощении, то это не означает, что вы глупы и ничего не замечаете. Например, если кто-то вам всё время причиняет боль, а вы прощаете и прощаете, а они продолжают, тогда вы превращаетесь в глупца, позволяя этому человеку постоянно делать эти гадости. Простите его. Скорее всего, если он постоянно вам делает пакости, то проблемы у него есть. Но если вы уже поняли, что он постоянно будет поступать именно так, то, скорее всего, этот человек из разряда тех, которых надо любить, ценить и скучать по ним издалека! Надо из этого извлечь урок, простить, отпустить и найти нового друга. Прощение не включает в себя идиотизм!
Каждый из нас сталкивается с такими вещами в жизни. Однажды епископ был на встрече с друзьями, и там была такая стрессовая ситуация. И там был один человек, который считал, что его постоянно обижают и обижают, а он прощает и прощает. И наконец он понял, он извлёк урок, что он может защитить своё сердце от обид и жить в свободе, приняв решение любить того, кто его обижал, издалека и наблюдать за ним издалека! И во время этой встречи тот обидчик говорит тому, кого он обижал: «Я бы хотел с тобой ещё ближе общаться!» А тот так честно и откровенно отвечает ему: «Я думаю, что сейчас то расстояние, на котором мы сидим друг от друга, – это уже максимальная близость, которую мы можем позволить. Мне тебя так легко любить издалека!» На самом деле это иногда может быть решением проблемы – любить кого-то издалека! Это не значит, что вы закрыли глаза и не разбираетесь с проблемой. Возможно, наоборот, вы нашли мудрое решение проблемы! Вы идёте на необходимые шаги, чтобы ваше сердце оставалось свободным! Иисус не даёт нам приказ пойти и изменить кого-то. Иисус говорит нам: «Собой займись!»
Это важные вещи. Если вы позволите обиде и непрощению укорениться в вашем сердце, то это повлияет на все сферы вашей жизни.
Иногда люди говорят: «Я не могу совладать со своими эмоциями! Я не могу управлять своими мыслями, процессами, которые во мне происходят!» Если вы так себя оправдываете, то у вас всегда будут проблемы. Если вы начнёте освобождать своё сердце, то начнёт приходить свобода. Когда вы согласитесь признать, что сердце – ваше и власть над вашим сердцем – в ваших руках, то вы сможете либо согласиться на обиду, либо вы можете сказать обиде нет. Вы – тот человек, который открывает дверь вашего сердца или закрывает её для обиды и непрощения!
Ещё одна важная вещь.
Евреям 12: 15
15. Наблюдайте...
Наблюдайте: мы должны быть бдительными. В греческом оригинале стоит слово «эпископос», то есть здесь написано: «Будь епископом своего сердца!» А что делает епископ? Епископ – это наблюдающий за группой церквей, наблюдатель. И так как он поставлен где-то быть наблюдателем, то на нём самая большая ответственность за то, что он видит в объекте наблюдения. Если всё хорошо, значит, он хорошо наблюдает, он хороший наблюдающий. Но если где-то какие-то неправильные вещи происходят, в группе церквей, а наблюдатель (епископ) не воспрепятствовал, то ответственность на нём.
И это относится к каждому верующему. Это означает, что мы все наблюдатели, или епископы, своих сердец. Каждый наблюдает за своим сердцем, потому что это ваше сердце. Вы должны управлять состоянием своего сердца.
По свидетельству епископа Рика, был один человек, которому он очень хотел помочь. Но тот его не слушал и постоянно причинял епископу боль на протяжении многих-многих лет. Однажды во время разговора по телефону, когда епископ Рик пытался помочь ему, тот снова и снова как будто вонзал нож ему в сердце. И по словам епископа настал критический момент, когда он сказал: «Послушай меня, если ты ещё раз так поступишь, ты после сегодняшнего разговора больше моего голоса не услышишь никогда! Я с тобой больше не буду разговаривать. Я тебя люблю, но я и к себе отношусь с уважением. Я провожу черту, потому что я уважаю своё сердце и я не позволю тебе постоянно наполнять моё сердце горечью и обидой!» И тот человек сказал: «А мне всё равно, что вы думаете». И епископ ответил: «Ну хорошо, тогда мы с тобой просто прощаемся». И после этого епископ с ним лично никогда не разговаривал. Он простил его, но он ценит своё сердце. И вам следует ценить своё сердце! Потому что, если давать всей этой гадости пробираться в наше сердце, тогда это может разрушить все сферы нашей жизни.
Отец, мы благодарим Тебя за прощение, дарованное нам во Христе, и Ты, Господь, ожидаешь, что и мы будем прощать, как и мы были прощены. Мы принимаем Твою благодать, и мы должны даровать благодать другим. Помоги нам взять на себя ответственность и наблюдать за состоянием своего сердца и делать всё необходимое, чтобы наши сердца были свободны, потому что в нашем сердце источники жизни.